9 МАРТА 2023 года – «СегоДня»
Как оживают сказки «Тысячи и одной ночи»
Оказывается, от нашей страны до Ирана не так-то и далеко и вполне безопасно. Это доказывает организация Общество латвийско-иранской дружбы «Барадаран-наме» (в переводе с фарси «Книга братьев»). Ее руководитель Владимир Галочкин убежден, что балтийские народы и иранцы – это вполне себе братские народы. Значит, просто обязаны дружить! Об этом он и рассказал корреспонденту «СЕГОДНЯ».
Иранская кровь в наших венах
— Есть версия, о чем уже очень давно спорят ученые чуть ли не по всему свету, что еще во время Великого переселения народов славяне вышли с территории… Древнего Ирана и окрестных земель. Ну а потом уже расселились кто где: на тех территориях, которые сейчас относятся к России, Европе (включая Балтику). Поэтому в наших венах, можно сказать, течет и иранская кровь, как бы страшно ни было от этого некоторым европейцам, уже почти полвека участвующим в войне санкций Запада с Ираном.
Но только иранцы, несмотря на это, принимают у себя выходцев из стран Балтии как добрых гостей — и даже посланников самого Аллаха. Это значит, что практически исключено обидеть такого человека или хотя бы в малом обмануть (ведь это плохо поступить по отношению ко Всевышнему!), — говорит газете «СЕГОДНЯ» Владимир Галочкин.
— А откуда такое название «Книга Братьев»?
— В Иране самые древние произведения обычно называются «Книга Царей», «Книга Стран», «Книга Воинов». Вот и мы решили по аналогии назваться «Книга Братьев», чтобы доказать еще большую близость к иранскому народу…
А моя история такая. Я родился на востоке — в «столице дружбы и тепла» — в Ташкенте. До службы в армии успел даже поработать с археологами на территории средневековой части Ташкента. Начало этим работам положило землетрясение 1966 года, после которого город восстанавливали буквально всем Союзом.
А еще в школьные годы я стал интересоваться культурой и традициями Древнего Востока. И с тех пор, сколько себя помню, всегда увлекался Востоком, например, книги собирал и музыкальные записи. И вот уже в нынешнее время решили с супругой как–то раз посетить далекий и неведомый Иран. И для нас тогда словно ожили картины тех самых сказок «Тысячи и одной ночи», увидели своими глазами поистине удивительный мир.
Мы тогда убедились, насколько, вопреки привычному у нас информационному потоку, Иран и его жители дружественны к приезжим из Европы, которая, казалось бы, уже почти полвека поддерживает «войну санкций» против Ирана и считает это государство чуть ли не «империей абсолютного зла». А мы увидели, что все с точностью до наоборот, и Иран исключительно дружелюбный мир, разве что, по понятным причинам, граждан Израиля там не жалуют…
Жизнь Востока — яркая сказка
— Словом, мы с супругой влюбились в Иран, побыв там всего–то около месяца. А вернувшись домой, я решил создать общество латвийско– иранской дружбы — совершенно некоммерческую организацию: чтобы еще активнее популяризировать и изучать с единомышленниками культуру и традиции Ирана, например, собирать и изучать книги о великом Востоке, популяризировать музыку и традиции Ирана со времен древней и могучей Персии.
Наконец, зная, что в Латвии немало людей хотели бы побывать в Иране, но толком не понимают — как, мы решили, в рамках деятельности организации, помогать прокладывать маршруты по Ирану (по прекрасному Ширазу, городу–заповеднику Язд и священному Машхаду) и делиться контактами полезных знакомых там. И вот так уже почти десять лет в Латвии работает наше общество.
У нашей организации теперь уже довольно богатая иранская библиотека — сотни самых разных и даже уникальных книг (в масштабах всей Балтии и Скандинавии), которые все желающим даем почитать, есть и самые разные фильмы о восточной стране.
Террористов не встречали…
— Насколько безопасно путешествовать по этой стране?
— Первое, что я хочу сказать всем латвийцам: жители Ирана исключительно доброжелательные и дружественные люди, когда к ним с чистыми помыслами приезжают гости. Как говорится, люди без камня за пазухой.
Да, важно понимать, что Иран — это строгое религиозное исламское государство, поэтому туристы должны осознавать, что важно уважать духовные традиции мусульманского народа Ирана, в массе своей — шиитов, живущих по принципам, которые заложены в Коране.
Но добрый гость для иранца — это посланник Аллаха на земле, а значит, ему в восточной стране исключительно рады — охотно помогают, и делают все, чтобы он узнал и увидел как можно больше интересного в их стране, познакомился с традициями, захотел вернуться еще раз. Мы уже отправили в Иран из Латвии немало групп туристов — десятки путешественников, и за много лет не уcлышали ни одного дурного слова в адрес Ирана и иранцев.
Интересует Иран и местных мастеров, которые профессионально делают необычные украшения из самых разных материалов.
Да, за все годы, сколько я сам был в Иране, ни разу не видел ни одного террориста, которыми некоторые СМИ пугают народ. Хотя нравы в Иране довольно жесткие, например, в отношении преступников. Поэтому там совершенно спокойно можно прогуливаться на улицах городов в любое время, поскольку за воровство или какое–либо хулиганство, а уж тем более такие страшные преступления, как изнасилование, карают очень сурово — вплоть до публичной смертной казни (дабы никому неповадно впредь было!), что я однажды видел…
А к приезжим, которые, само собой, отправляются в Иран не законы нарушать, жители прекрасной страны относятся с почтением. И для нас, латвийцев, Иран постепенно становить не таким уж и далеким и неведомым Востоком, — убежден Владимир Галочкин.
ДЛЯ СПРАВКИ
Иран, с 1979 года Исламская Республика Иран, до 1935 года также Персия — государство в Передней Азии.
По территории (1,65 млн квадратных километров) — это 17–я страна в мире. Население — около 80 млн человек.
Иран — полиэтническое государство. В стране живут: персы (61 %), азербайджанцы (16 %), курды (10%), луры (6%), арабы (2%), белуджи (2%), туркмены и тюркские племена (2%). Большинство иранцев — мусульмане.
85% населения — мусульмане–шииты (государственная религия). Мусульмане–сунниты составляют около 9% населения. Христиане составляют около 4%.
Игорь МЕЙДЕН