В Благородном городе Исфахане, на берегу реки Заянде, у Шахского моста Хаджу стоит Лев. В его истории удивительным образом переплелись глубокая древность, легенды и мифы Персии и нынешний день современного Ирана…
…Много-много лет назад, когда на этой щедрой земле еще не было большого и шумного красавца-Исфахана, а люди жили в тихом городке на берегу многоводной реки Заянде, в зарослях на её берегах поселился Лев. Ужас внушал он людям: его острые когти как тряпки рвали лучшие доспехи воинов, удар хвоста сбивал с коня всадника, а несчастную жертву он заглатывал живьём.
И никто не знал – откуда он пришёл, этот Лев, за какие грехи и кто послал его на погибель горожанам? И не стало жизни не берегу реки, опустели её берега. Не было смельчаков пойти за водой – сохли посевы, гибла скотина, далеко обходили городок караваны. Пришёл голод на благодатную землю. Не стихали здесь плач и стоны по погибшим.
Однажды, к реке подошёл странник. Откуда он шёл и куда шёл мы никогда не узнаем. В пыли и в мозолях были его босые ноги, почернела на жгучем солнце его кожа, лохмотьями стало его платье. Присел он на берегу реки, желая напиться воды. Но как не мучала его жажда в конце дальней дороги, он прежде всего пожелал вознести молитву Всевышнему. А Лев уже тут – открыта пасть, капает слюна, горят огнём желтые глаза. И было последним словом несчастного – имя Бога. И в то же мгновенье окаменели и Лев, и почти проглоченный им странник.
Подметили позже люди, что не просто каменный зверь с той далекой поры взирает на Заянде. Таинственной и чудесной силой оказался наделен этот Лев по воле Бога. Кто оседлает Льва или приласкает его и шепнёт при этом заветное и тайное слово – исполнялось его желание. А слово это сразу же забывается: не передать его, не записать. Поэтому, прозвали льва – Львом Желаний.
О чудесном свойстве каменного Льва услышал владыка великой Империи. И приказал доставить его во дворец, в свою сокровищницу. Но доставленный с огромным трудом и жертвами Лев утратил волшебное свойство. Умер владыка, рухнул дворец, не стало империи. Века и тысячелетия Лев-исполин, разрушаясь, пролежал в земле. Лишь на нашем веку он вновь увидел свет солнца в Добром городе Хамадане. А в Благородном Исфахане, на месте гибели странника, потомки воссоздали нового Льва. И говорят – к нему вернулась способность исполнять желания…
Эту легенду я услышал в 2012 году, впервые посетив Иран и его культурную столицу – Исфахан. Влюбился я тогда в эту прекрасную страну и её чудесный народ. А легенд за свою жизнь я наслушался немало. Помню, мы с супругой ясным осенним днем прошли по мосту Хаджу до Льва Желаний. Я сел на Льва, а супруга обняла его. И мы что-то прошептали ему в уши – каждый своё. Моим желанием было когда-нибудь ещё раз посетить Иран, вновь вернуться в Благородный Исфахан, оказаться среди братского нам русским народа. Так и случилось – с тех пор я уже не раз возвращаюсь в Исфахан. Желание супруги тоже сбылось, но это её тайна. Жаль только, что нами напроч забыты те заветные слова. И не вспомнить их, не спросить, и в книгах не прочитать. А может оно и к лучшему?
В предыдущем году Друзья Ирана из Латвии гостили в Исфахане. Я рассказал им эту легенду. Была среди нас молодая женщина – рядовой сотрудник известной газеты. Она единственная – села на Льва, обняла его и что-то прошептала ему в каменное ухо – под улыбки товарищей. Мы вернулись домой, в Ригу, и вскоре нам стало известно, что акционеры самой популярной газеты Латвии назначили её главным редактором. Хотите верьте – хотите нет…
Прошёл ещё год. Члены Латвийского Общества Друзей Ирана «Барадаран-наме» вновь в Исфахане. Теперь нас больше. Мы вновь на берегу Заянде, у моста Хаджу. Всё так же стоит Лев Желаний. Разве что сильнее потёрта его спина – оно и понятно – от чего. Уговаривать мне никого не пришлось. Даже 78-летнюю члена нашего общества.
Всем же, кто еще не поверил в чудесную силу Льва Желаний с берегов реки Заянде (в переводе – “Рождающая”), мы дарим красивую и грустную персидскую песню “Сомнение” в исполнении Маджида Ростами
https://www.youtube.com/watch?v=zeN0b_U9uUE