Я уже рассказывал про мастера-керамиста из города Хамадана господина Мохаммада Эслампаноха. Маэстро из Хамадана Но он тут не один – вся провинция Хамадан – крупнейший центр керамического производства Ирана. Причина же в том, что в провинции находятся залежи глины, лучшей для гончарного производства. Не удивительно, что этот вид ремесла здесь имеет 700-летнюю историю.
В 30 километрах от Хамадана есть целая деревня гончаров – Лаледжин. Целые династии мастеров керамики, живущие в этой деревне, делают прекрасные изделия – столовые сервизы и сосуды для воды, скульптуры и другие нужные в быту изделия. Причем, все они могут не только выполнять хозяйственные функции, но и служить достойным украшением в доме.
Десятая часть керамики Лаледжина реализуется в самой провинции, а остальное вывозится в другие районы Ирана и на экспорт. Гончары Лаледжина, привозя свою продукцию в Хамадан, часто выставляют её на площадях. При этом государство – местные органы власти – всячески поощряют такую торговлю. Здесь хорошо понимают, что это не только красиво, но и идёт во благо страны и народа.
В современном Иране даже представить себе невозможно взимание поборов или взяток силовиками и чиновниками за право торговать. Это наглядный пример коренного отличия исламского капитализма в Иране от олигархического капитализма в России. Поэтому, не удивительно, что по исследованиям отнюдь не дружественного Ирану Всемирного банка, 70% иранцев, включая женщин, готовы с оружием в руках защищать свою страну и существующий уклад жизни.
Я еще расскажу про мавзолей великого персидского поэта Баба-Тахира, который расположен на одноименной площади Хамадана. Он окружён красивым и тенистым парком с цветниками. В летнее время иранцы, путешествующие по стране на автомобилях, ночуют на этой площади в палатках. Поэтому, сюда привозятся и предлагаются керамические изделия лаледжинских гончаров.
Вместе с Друзьями Ирана из Латвии я имел возможность полюбоваться этой красивой керамикой, а сделаное фото представляю сегодня вам…