К красивому парку у мавзолея Омара Хайяма примыкает ещё один, более древний мавзолей. Здесь покоится брат Имама Резы (Да будет мир с Ним!), Восьмого непорочного имама шиитов, – Мухаммад Махруг (Да будет мир с Ним!).
История его жизни трагична, как и жизнь самого Имама Резы.
Мухаммад, сын Мухаммада, внук Имама Саджада (Да будет мир с Ним!) в 199 году хиджры ( 821 год н.э.) поднял восстание против жестокого, хитрого и коварного халифа Мамуна. Восставшие потерпели поражение, а его предводитель был сослан в город Нейшабур – на окраину огромного халифата. Вслед за сосланным из столицы пришёл тайный приказ правителю города – ссыльного убить, а тело сжечь – в назидание другим. Убиенный мученик Мухаммад получил в народе второе имя – Махруг – “Сгоревший”.
Вскоре над могилой мученика семья построила мавзолей. Который простоял пол тысячелетия, но был разрушен монгольским нашествием на Хорасан. А в своём нынешнем виде мавзолей вновь возведён в 17-м веке. Особенностью этого мавзолея является его куфический стиль и повторяющееся до бесконечности имя Бога (Аллах) на его синих плитках.
Известно, что даже сам Имам Реза, проезжая через Нейшабур, пожелал поклониться могиле мученика. В “Истории Нейшабура” Имама Али ибн Муса аль Реза рассказывается: “Его Светлость Реза сказал: “Один из нашего рода похоронен здесь и мы пойдём к нему на поклонение.” И после этого пошли к гробнице святого султана Мухаммада Махруга и поклонились святой гробнице.”
Приезжающие в Нейшабур паломники-шииты, поклонившись праху мученика, остаются помянуть его. Их можно увидеть на травке и дорожках вокруг мавзолея. Семьями, сидящими на покрывалах. А если вы будете проходить мимо, вас обязательно пригласят присесть и выпить с ними чаю со сладостями. Так случилось и с нами. Нас пригласила посидеть добрая красавица Насрин и её гостепреимная семья, приехавшие из иранского Ширвана. Мы обменялись телефонами, а когда мы сообщили, что вскоре проездом посетим Ширван, нас тут же пригласили в гости.
Впрочем, это уже совсем другая история…
Для Насрин Халеги поёт Мохаммад Эсфахани.