Часть 7. История.
Из-за пустынь, между которыми находится Фердоус, климат здесь резко континентальный. Зимою нередко выпадает снег и подмораживает, а летом жара за +40 – обыденное явление.
Но не так было в древности. За тысячу лет до Нашей эры, во времена Великой Мидии, когда сюда пришли первые арийские племена, их встретил более мягкий и влажный климат. Племя сагартов, поселившееся в этих краях, основало небольшое поселение, вскоре ставшее городком Табан, что на древнеперсидском – Яркий.
Городок рос и богател. И через два столетия, по словам Отца Истории Геродота, стал центром 12-й сатрапии Империи Ахеменидов. Племя сагартов же – удачливых охотников, опытных скотоводов и храбрых воинов – стало важной опорой этой мировой империи. 600 талантов серебра посылали ежегодно жители сатрапии в столицу – Персеполис.
Вошёл в историю и способ ведения боя сагартами. На быстрых и выносливых конях они приближались к врагам, ловко бросали лассо и уволакивали попавших в петлю неприятелей.
С приходом ислама город сменил название на Тун, продолжая расти, процветать и благоустраиваться. Но в 1239 году нагрянула беда. Полчища монголов, как ураган, пронеслись по Хорасану. Тун был разрушен и опустел на многие годы. Шло время. Уцелевшие тунцы постепенно возвращались. Город медленно восстанавливался. Но своего домонгольского величия так и не достиг. Одной из причин было изменение климата в худшую и для земледелия, и для скотоводства сторону.
Своё нынешнее название – Фердоус – город получил в 1929 году.
31 августа 1968 года в этом районе произошло сильное землетрясение. 7.4 балла по шкале Рихтера превратили сотни домов в Фердоусе и десятки окрестных деревень в развалины. Погибли тысячи людей. На следующий день толчки повторились: 6.4 балла и новые сотни жертв. Горожане решили не восстанавливать разрушенное, а построить новый город. Поэтому, здесь нет кривых и узких старинных улочек. Зато есть то – что больше нигде не увидишь – Мёртвый город, где теперь живут змеи и ящерицы, где птицы вьют гнёзда под сохранившимися крышами, а среди развалин, в бывших двориках, как гимн величию жизни, зеленеют яркие фисташковые деревья.
Давайте вместе зайдём в покинутые, но кое-где ещё уцелевшие дома. Здесь не жарко – толстые глиняные стены долго хранят ночную прохладу. Здесь тихо – глиняные полы глушат шаги. Здесь кроме нас и птиц, единственная живая душа – осторожный кот-охотник. Но и он скрывается, унося секреты – свои и Мёртвого города…
(Продолжение следует)
И по традиции – песня