Менее чем в сотне километров от от древнейшего города планеты — Хамадана, находится стольный городок Туйсеркан. Ехать сюда надо по дороге на Гандж-наме, о чём мы уже рассказывали КНИГА СОКРОВИЩ, на одноимённом горном перевале открываются удивительно красивые виды горного Ирана. Если вас несколько — можно взять такси — легковушку. Или микроавтобус, если группа побольше. Именно так поступили и мы — гости из Латвии. Около часа даже лихие иранские водители на небольшой скорости поднимаются на перевал. Дорога отличная, но поворот следует за поворотом, петля за петлёй — не разгонишься. Сказать, что на перевале захватывает дух или поражает красота — будет не то. Здесь хочется петь и лететь — туда, в долину — по кристальному воздуху и под огромным куполом бирюзового иранского неба. От которых пьянеешь и даже молодеешь…
Спускаясь, мы вновь тормозим. Пасека. Одна, другая, еще одна. Оказывается, здесь, на каменистой и сухой почве растут невзрачные горные цветы. Невзрачные для нас, но не для пчёл. Душистый и целебный натуральный мёд здесь же и продается.
А в долине начинаются рощи — километры, многие сотни гектаров ореховых деревьев. Листья еще хранят цвет и тепло лета, но плоды – орехи — уже созрели. На «перекрестках» — небольших дорожках вглубь ореховых лесов — лежат кучи орехов — пробуй, сравнивай, торгуйся и покупай! Именно поэтому Туйсеркан и его окрестности в Иране называют Стольным городом — столицей грецких орехов Ирана.
В центре городка лавки и магазинчики, где торгуют только этими дарами здешней земли. Орехи в любом виде: в зелёной оболочке и без, свежесобранные и подсушенные, колотые и еще нет, урожая этого года и прошлого. Считаем — сколько купить на всех. Довольный продавец ставит на весы полный мешок и отсыпает лишнее. Скажу по секрету — мы с женой купили 5 килограмм ядрышек. Не много, но домой мы привезли ещё кишмиш и инжир, финики и фисташки, миндаль и чай — чемоданы были, что называется, «под завязку». Из положенных в самолет 30 килограмм багажа на пассажира, мы везли именно по 30. Не больше и не меньше…
Но не только за орехами мы поехали в Туйсеркан. Здесь есть место, которое почитают и христиане, и мусульмане, и иудеи. Здесь похоронен Пророк Аваккум. Православная Церковь называет Аваккума восьмым из двенадцати Малых Пророков ( малые они не значимости для христианства, а по причине того, что их писания меньше по объёму, чем книги Великих Пророков — Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила ). Само имя «Аваккум» переводится с древнееврейского языка, как «Любовь Божия». Жил Аваккум около 650 года до нашей эры. Тяжёлые это были годы: на его глазах вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и полностью разрушил Храм Соломона, при этом был утерян Ковчег Завета. Погибли многие его соплеменники, а выживших угнали в рабство, в Вавилон.
Среди пророков Аваккум занимает особое место: он единственный с кем Бог вёл разговор в форме диалога. Разумеется, подчас сам Бог направлял и его деяния. Вот что нам рассказывает Святое писание:
«Однажды во время жатвы пророк Аваккум сварил похлёбку, накрошил в неё хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.»
В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров.
Но Аваккум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.»
Тогда Ангел Господень силою своего духа мгновенно перенёс Аваккума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аваккум: «Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе.»
И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя».
Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял.»
Над могилой Пророка Аваккума возведен красивый мавзолей. Он небольшой по размеру и какой-то чистый, солнечный…
В Туйсеркане есть два ресторана. Мы посетили тот, что расположен на окраине городка, в саду. Здесь нет привычным нам столов, а устроены восточные лежанки под деревьями и шатрами из виноградных лоз, в которых щебечут птицы. Несколько видов вкуснейшего кебаба, рис с шафраном, горячий хлеб и овощи стали настоящей пыткой для наших женщин. Прекрасная половина человечества поймет — почему. А сильной половине я сообщаю другое — обед нам обошелся около 3 евро с человека, в переводе на иранскую валюту — реалы.
Назад, в Хамадан, мы ехали уже другой дорогой — по равнине. Это был наш последний день в Хамадане. Утром мы выехали в Исфахан. Но это уже совсем другая история…
Песню “Чёрные волосы” поёт Али Занд-Вакили
https://www.youtube.com/watch?v=NYCFdi6musU