В 8 километрах на запад от Благородного города Исфахан, в долине реки Заянде, стоит одинокий холм. Весной он покрывается редкими кустиками травы и невзрачными цветочками, но уже к маю холм гол и безжизненен.
Много веков назад, в 6-м веке до н.э., когда Исфахан был ещё маленьким городком, на вершине холма были возведёны храм и мощная крепость. Столетиями крепость надёжно прикрывала город с запада, а её гарнизон не раз оповещал горожан о вражеских нашествиях. Даже сейчас, через два с половиной тысячелетия, сохранившиеся остатки крепостных стен и башен впечатляют — их высота превышает современный 3-этажный дом. Историки утверждают, что за первую тысячу лет нога врага ни разу не переступила ворот этой крепости.
О тех былинных временах сохранилось немало легенд и мифов. Вот один из них…
… Когда-то давным-давно здесь, у подножья холма, жил старый крестьянин. В один из весенних дней тихо ушла из жизни его верная и любимая жена. И занемог старик — лежит в своей мазанке в полном одиночестве, плачет, вспоминает молодые, такие счастливые годы. Вдруг слышит до боли знакомый голос: «Встань, добрый человек! Земля тебя ждёт. Сеять зерно пора…»
Задрожал старик. Видит — деревянную балку на потолке обвила большая жёлтая змея. Это она зовёт старика голосом умершей жены: «Встань и иди за мною!»
Из последних сил поднялся старик и как во сне, шатаясь и опираясь на палку, побрёл за змеёй. Ползёт змея на холм, старик за нею. До вершины ещё далеко, а сил совсем нет — ни дальше идти, ни спуститься. Сел на бугорок, заплакал. Вылезла змея из своей кожи и говорит: «Возьми мою кожу себе под халат.» Снова послушался её старик и откуда силы взялись!
Змея заползла в пещеру на холме, старик – позади. А там змей — видимо-невидимо! Всякие: белые и чёрные, маленькие и огромные, как брёвна. Шипят, но не трогают старика. Ползёт жёлтая змея — идёт, озираясь, старик. Видит — лежит на бирюзовом ложе самая большая змея — в кольца свернулась, а на голове корона — золотая, самоцветы искрами сверкают. Смекнул старик: змей-падишах перед ним. Поклонился он змею до земли.
“Какое доброе дело нам сделал этот человек, зачем ты привела его сюда?, — грозно спросил жёлтую змею змей-падишах.
«Отец, меня поранил аист и нёс в клюве, но уронил во двор этого человека. Они с женой не убили меня, а поделились последним куском мяса. Я жила в норе под их домом. Сейчас рана моя зажила и я здорова, а старик болен от горя. Награди его — дай ему золотое семечко.»
Получил старик золотое семечко, вывела его жёлтая змея из пещеры. И говорит: «Ты хороший человек — всю жизнь трудишься и делаешь всем добро. Посади семечко в огороде и ухаживай за ним. А не будет сил — клади под халат мою кожу — силы к тебе вернутся. А если нападут на вас недруги, сожги кусочек кожи на холме — лишатся они сил, а вам сил прибавится.» И уползла…
Посадил старик в поле зерно — щедрый урожай уродился. А из золотого семечка вырос огромный арбуз. Разрезали его люди — полон он монет золотых — всем беднякам в округе хватило.
На вершине же холма построили люди храм. И горел в нём огонь день и ночь тысячу лет, пока не сожгли последний кусочек змеиной кожи. Но все эти тысячу лет враги теряли силы, подходя к Исфахану. И с позором бежали восвояси.
Добрый старик давно умер. Даже имя его забыто. Но люди помнят этот миф. А холм с той поры называют Аташгах, то есть “Место Огня”…
В 1967 году на холме Аташгах работали археологи. Выяснилось, что строительство здесь велось в течение нескольких столетий, вплоть до 3 века н.э. Стены крепости и храма, возведённые из саманного кирпича (саман – смесь глины, извести, рубленого тростника или соломы), превышали пять этажей. В центре сооружения находилось круглое помещение для алтаря, на котором горел Священный Огонь. Куполообразная крыша охраняла его от дождя и ветра. Помещение для алтаря позднее было частично восстановлено реставраторами.
Из центра Благородного Исфахана до холма Аташгах вас довезёт легковое такси за 200.000 реалов (около 5 евро на всех). Вход на холм, к храму, платный — билет стоит 150.000 реалов.
Будете в Исфахане — побывайте здесь, поднимитесь на холм.
Не пожалеете!
По традиции – мелодия Прекрасного Ирана. Песню «Хватит нам» исполняет группа «Мах-бану»