Часть 4.
Сегодня я заканчиваю свои заметки о поездке в исторический городок Фируз Абад .
Я рассказал о кашкайцах — экзотическом, красивом и гостепреимном народе, проживающим в провинции Фарс.
По Фарсу. Фируз Абад
Мы поднялись в крепость Галех-Дохтар, в древности охранявшую стратегически важный горный перевал.
По Фарсу. Галех-Дохтар
Узнали, благодаря кому и как возникла мировая империя Сасанидов.
По Фарсу. Ардашир-Хварра
Теперь, давайте побродим по развалинам дворца, в котором когда-то решались судьбы многих стран и их народов…
Дошедшее до нас древнее название дворца — Ардашир-Хварра переводится как Слава Ардаширу, провозглашая имя его создателя и владыки.
Архитектура дворца наглядно передаёт особенности царствования в то неспокойное время. Внутренняя планировка дворца позволяла проводить встречи правителя с поддаными — аудиенции и другие многолюдные встречи, собрания и церемонии. Внешне же, дворец — замкнутое сооружение, окружённое по всему периметру толстыми и высокими стенами, что позволяло выдерживать штурм и даже осаду.
Такой архитектурный стиль не характерен ни для империи Ахеменидов, ни владык Парфии. Это совершенно новый стиль в строительстве, присущий возникающим феодальным общественным отношениям.
Дворец Ардашир-Хварра был возведён на берегу ручья, образовавшего у его стен живописный пруд. Ручей питался источником с чистейшей родниковой водой. Проведённые здесь археологические раскопки, показали, что в те далёкие время пруд был облицован плиткой, а вокруг него среди цветов и плодовых деревьев царского сада петляла вымощеная камнем дорожка. Она заканчивалась возвышавшимся над прудом большим айваном, на котором в жаркие летние вечера повелитель Ирана мог размышлять о делах государства или слушать песни и любоваться танцами. Считалось, что вода ручья обладает целительной силой и дарована земному владыке самой богиней воды, плодородия и мудрости Анахитой.
Удивительно, что питающий пруд ручей несёт свою воду вот уже восемнадцать (!) веков..
Давайте и мы вместе с замечательным русским писателем и историком Сергеем Петровичем Бородиным совершим путешествие во времени и побываем в летний вечер в царском саду…
«…Певец, подыгрывая себе на бубне, запел, скрытый кустами шиповника.
Из-за длинного ряда цветущих роз вышли мальчики и, хлопнув в ладоши, пошли плясать древнюю пляску, гибкие и лёгкие, улыбаясь гостям. А бубны то чётко отмеряли их шаг, то, гулко гудя, ободряли плясунов, то замирая, чуть рокотали, словно выговаривая тайные слова…
Вдруг выскочили шуты в нелепых нарядах и, заспорив между собой, рассмешили гостей…
А над поляной, окаймлённой алыми цветами шалфея, высоко протянулся тугой канат, и старик-канатоходец легко шёл по своему тонкому, почти невидимому пути, словно по воздуху, вознося в небо тяжёлый пёстрый шест.
Неистовали свирели, ухал барабан, а старик шёл над головами гостей, следивших за каждым движением канатоходца, и вдруг:
Ах! — дрогнули зрители, когда неприметным движением старик сбросил себя с каната, но не сорвался вниз, а только сел на канат верхом, крепко держа перед собой свой тяжёлый шест…»
…Закончилось наша экскурсия в центре городка Фируз Абад. Пройдя по магазинчикам, мы поощрили местную торговлю. Мы купили:
И музыка. Старинная песня остана Фарс.